Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Православие без границ?

 

   Для начала цитата из письма, пришедшего на сайт монастыря. «В первых числах февраля я была в «Современнике» на спектакле «Враги. История любви» - по роману Исаака Зингера. Режиссёр – Евгений Арье, наш бывший соотечественник, живущий в Израиле. Во время одной мизансцены героиня Чулпан Хаматовой с насмешкой произносит фразу: «Был один еврей – по воде ходил». Я не могу передать её интонацию, но это действительно прозвучало как насмешка. В зале раздался смех. Всё это меня возмутило, и, придя домой, я зашла на сайт театра (впервые) и на его форуме выразила возмущение».

    Далее в письме - диалог с устроителями зрелища, содержание которого можно было бы и предугадать. В ответ на апелляции к совести театральных деятелей, не особенно чуткой, судя по всему, - стандартное ерничанье  и насмешки на грани кощунства. Собственно говоря, ничего удивительного, - всё в контексте знакомого евангельского сюжета-предупреждения о метании бисера пред известными малосимпатичными животными…. И стоило ли обольщаться? Как будто со времён Нерона и Диоклетиана ненависти к Христу стало меньше... Она никуда не девалась. Согласно духу времени она лишь меняет свои формы: и если «исааки зингеры» разного рода, «московские комсомольцы» восьмидесятилетней давности имели возможность убивать, то у нынешних неприятие христианства носит характер преимущество гадливо-издевательский. Что, по сути, дела не меняет, конечно...

     Во всей этой истории удивило другое.  Где-то с полгода назад портрет уважаемой Чулпан Хаматовой появился на глянцевой обложке  православного журнала «Фома». Там же и интервью, соответствующего тематике, содержания. Известная артистка рассказывала о своей помощи больным детям. И всё бы хорошо, кроме одного - православие получается какое-то странноватое, - «без границ». Причём, без границ в самых неожиданных направлениях...              

      Журнал «Фома», как известно, - журнал для сомневающихся. Так вот сомнения действительно возникают. Относительно соответствия православной вере взглядов некоторых его авторов и экспертов, прежде всего. Актриса Чулпан Хаматова, писатель Дмитрий Быков... Если человеку до Христа и дела нет, если он допускает в Его адрес (пусть даже и в рамках своей профессии) кощунственно-двусмысленные выпады, то, простите, какой он христианин? Всё-таки вещи нужно называть своими именами. Либерал, гуманист, просто хороший человек, - для вышеуказанных персонажей, - гораздо более точные характеристики. Что, впрочем, не освобождает их от определённого рода ответственности, особенно в свете недавних постановлений архиерейского Собора относительно противодействия богохульству... (Кстати, обстоятельство, что в самом тексте романа, фразы, оскорбившей нашу корреспондентку, не обретается, а она – лишь театральная «авторская находка», является явно отягощающим.)    

      Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6). Печально, но факт, - в роли потенциальных утопленников наши нынешние «продвинутые» православные либералы выступают всё более уверенно. Или либеральные христиане... В самом этом наименовании непреодолимое противоречие. Гуманизм, либерализм, который по сути своей эгоцентричен, с православием, которое теоцентрично, христоцентрично, не согласуется. Никак. Соприкасаясь с православием, либерализм не питается им, но, со свойственной ему циничной решительностью, православие разрушает и губит.

    Яд, соединяясь со здоровой пищей, своих смертоносных качеств не теряет. И не так уж и важно, в какую обёртку отрава упакована. Так что неуклюжие попытки «примазать» к православию либерализм, даже буддизм, рок-музыку, коммунизм, что угодно, - вполне в рамках дьявольской стратегии разрушения.

    И как, и чем, в таком случае, противостоять безбожному миру, который обрушивается на Церковь всё более нагло? Соглашательством, непримиримой борьбой с ним? Но на каждый чих не наздравствуешься, как известно ...  И если на любую провокацию, на всякий эпизод типа того, что произошёл в театре «Современник» (кстати, он не самый вопиющий) последует реакция, то, кажется, Церкви ничего больше и не останется, как только «реагировать»...  Может быть, определяясь в самих себе, поступить так, как, размышляя о своём сокровенно-революционном, советовал небезызвестный большевистский лидер: прежде чем объединяться, решительно и окончательно размежеваться? Относительно разделения возникают вполне обоснованные сомнения. Но и «безразмерным» православие не бывает. Очевидно, в любом случае, прежде чем объявлять громогласно о принадлежности вере православных христиан кого бы то ни было, не мешало бы для начала вежливо поинтересоваться: а како веруеши-то?

      Ведь опасность существует не придуманная: бросаясь в мир с распростёртыми объятиями и завязанными глазами, рискуем в «братских» объятиях и задохнуться...                                                        

                                                                                                                                  28 февраля 2011г.